Игра и удовольствие: теория Фрейда и роль в развитии и образовании

Игра и удовольствие: теория Фрейда и роль в развитии и образовании

Поделиться

К началу 20 века стали возникать теории детской игры с использованием наиболее научных подходов по сравнению с периодом до данной эпохи. Первоначальный набор теорий (наиболее известных как классические теории игры) был больше сосредоточен вокруг биологической и физиологической природы человеческого развития.

Теории игры

К теориям игры относятся: теория избыточной энергии Шиллера (1892/1954), теория расслабления и отдыха Лазаря (1883), теория практики Грооса (перед тренировкой) (1901) и теория перепросмотра Стэнли Холла (1916). Все теории внесли определенный вклад и оказали влияние на развитие детей в раннем возрасте, но критика по-прежнему вызывает озабоченность в первую очередь из-за отсутствия обрывков эмпирических доказательств, а также из-за ненаблюдаемых и, следовательно, невоспроизводимых явлений.

Вслед за классическими теориями возникли современные теории игры, где каждая была частью соответствующих крупных «теорий развития», не фокусировавшихся явно на игре. Наиболее влиятельными теоретиками развития в истории являются Зигмунд Фрейд (психоаналитическая теория), Эриксон (расширение психоаналитической теории), Жан Пиаже (теория когнитивного развития теории когнитивного конструктивизма) и Выготский (социокультурная теория).

Еще несколько человек, таких как Брайан Саттон-Смит и Гейл Каннелла, впоследствии предложили постмодернистские теории между 1966 и 1997 годами, но, говорят, что самой влиятельной теорией в истории человечества является психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

Обсудим подробно Фрейда как теоретика, его взгляды на игру, роль в развитии и образовании.

Почему Зигмунд Фрейд?

Несмотря на некоторые слабости теории применительно к игре, психоаналитическая теория почти универсально помогает объяснить основную человеческую природу. Если рассматривать игру как поведение детей, то Фрейд говорит не о том, что дети могут делать в определенном возрасте, а о причинах определенного поведения в определенных ситуациях и возрастных группах.

Таким образом, теория Фрейда имеет фундаментальное значение для разработки игр, а также является необходимым ориентиром для воспитателей и педагогов, чтобы обеспечить надлежащее психосоциальное развитие детей, без которого достижения практически невозможны. Следует отметить, некоторые тексты цитируют теории только для объяснения причин почему дети играют, и, следовательно, используется только элемент принципа удовольствия теории Фрейда, но некоторые считают все ограничением интерпретации Фрейда.

Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд родился во Фрайберге, Моравия, Австрия, в 1856 году. Когда ему было 4 года, его семья переехала в Вену, где он прожил почти 80 лет. Фрейд был старшим из восьми детей. Фрейд считал, что является любимым ребенком и от него ожидают многого.

Оглядываясь назад, интересно, учитывая конечную направленность теории Фрейда, что первый крупный исследовательский проект был посвящен строению семенников угрей. Его интерес к возможному новому лечению, гипнозу, был пробужден контактом с французским неврологом Жаном Шарко и венским врачом Йозефом Брейером.

Изучение Фрейдом снов и детских воспоминаний пациентов привело к первой крупной публикации «Толкование сновидений» в 1900 году, позже основанная как «Психоаналитическая теория».

В последние годы жизни Фрейда он работал, испытывая сильную боль от рака челюсти. Когда нацисты захватили Австрию в 1937 году, он был вынужден бежать в Англию. Он умер в 1939 году в Лондоне.

Теория Фрейда и роль в развитии и образовании

Как упоминалось ранее, ни один из современных теоретиков явно не работал над игрой, и Фрейд не является исключением. Чтобы обсудить различные концепции психоаналитической теории, теория Фрейда обсуждается учеными с помощью различных подходов, в рамках которых описываются основные концепции его теории.

Разберем краткое изложение концепций теории Фрейда и их взаимодействия.

1. Динамический подход

В динамическом подходе Фрейд описывает личность как динамическое понятие, опосредованное психической энергией. Психическая энергия порождает две дополнительные основы поведения: «принцип удовольствия» и «принцип реальности». В то время как в соответствии с принципом удовольствия психическая энергия высвобождается без задержки, и ребенок действует и реагирует мгновенно в зависимости от ситуации (когда ребенок выхватывает игрушку сверстника просто потому, что хочет, или дает пощечину сверстнику, испытывая злость), реальный принцип, с другой стороны, использует психический аппарат для сканирования реальности и оценки различных возможных вариантов действий, прежде чем позволить разрядить некоторую энергию и с большой задержкой (когда сердитый ребенок останавливается и говорит сверстнику, что зол и желает его ударить).

Происхождение психической энергии, по Фрейду, возникает из двух основных инстинктов:

  1. Эроса, управляющий либидо (секс, самосохранение, любовь, жизненные силы, стремление к реальности).
  2. Инстинкт разрушения (агрессия, разрыв связей, инстинкт смерти, ненависть).

Принцип удовольствия и реальности детского поведения в игре выражается через Эрос или разрушительный инстинкт. Данные принципы косвенно обсуждались Фрейдом в Структурном подходе. Цель полового влечения или любого другого инстинкта состоит в устранении телесной потребности, снятия напряжения и получение удовольствия (катарсис).

Разрядка/либидо достигается катектированием к объекту. К примеру, младенцы привязываются к матери и другим объектам для удовлетворения собственных потребностей. Педагоги должны признать данную реальность и установить связь с ребенком, прежде чем начинать игру.

Фрейд также говорит о сублимации.

Сублимация – процесс замены одного объекта другим. К примеру, ребенок может выбрать агрессивную игру и избить куклу, потому что хотел бы сделать то же самое из-за какого-то ненадлежащего обращения с ним дома. Поэтому сублимация – процесс катарсиса.

Компенсация – еще одна форма замены объекта, когда человек компенсирует неудачу, усыновляя другую вещь. Ребенок, запертый дома, может притворяться, что выставляет куклу из игрушечного дома в определенной теме домашней игры. Педагоги могут разработать игру, помогающую разнообразить сублимацию, особенно позволяющую выбрать наиболее близкий и подходящий игровой объект или тему.

2. Структурный подход

В структурном подходе важны концепции идентификатора, эго и суперэго.

Идентификатор

Фрейдистский идентификатор соответствует основному человеческому поведению. Такое поведение – вместилище биологически обоснованных влечений и главный источник психической энергии.

Частично исполняющиеся мысли также называют первичным процессом мышления/галлюцинаторным исполнением желания – когда нечто, требуемое телом, исполняется воображением объекта. Позже увидим, как данные понятия связаны с теорией игры, опосредованной принципом удовольствия.

Эго

Эго описывается как механизм приспособления к реальности. Неспособность идентифицировать всегда производить желаемый объект с помощью первичных мыслительных процессов приводит к пониманию разницы между воображаемым и реальностью, между собой и другим миром и порождает эго.

Эго выражается через мышление вторичного процесса. Мышление вторичного процесса является рациональным и включает интеллектуальную деятельность, такую ​​как восприятие, логическое мышление, решение проблем и память.

Решениям эго помогают чувства беспокойства, сигнализирующие об определенных угрожающих действиях. Эго – способность оценивать ситуации, связанные с принципом реальности, и принимать рациональные решения с помощью навыков решения проблем, что опять же является компонентом игры.

Суперэго

Суперэго наблюдает не только за поведением, но и за мыслями эго. С точки зрения суперэго, думать так же плохо, как и делать. Суперэго – общественный способ достижения порядка.

Педагоги должны оценить ребенка, чтобы увидеть, начало ли у него развиваться суперэго, прежде чем вводить игры, где используются сложные модели или головоломки, поскольку ребенок, с развитым суперэго, также усвоит упорядоченный шаблон и связи окружающего мира.

3. Топографический подход

Психоаналитическая теория объясняется с помощью топографического подхода, включающего в себя состояние бессознательного состояния ума (связанное с идентификатором, первичным мышлением процесса и принципом удовольствия), претенциозность (связанное с эго, принципом реальности и мышлением вторичного процесса) и сознание (связанное в основном с суперэго).

Однако они перекрываются взаимосвязанным и сбалансированным образом по мере того, как ребенок растет и играет. Примечательно, что предсознательное мышление становится сознательным, формируя ментальные образы или связываясь с языком, и имеет значение при разработке игры. Воспитателям необходимо взаимодействовать с детьми во время игры и пытаться вербально выразить предсознательную стадию для развития языковой ассимиляции.

4. Этапный подход

Следующим является стадийный подход, похожий на Пиаже в хронологической последовательности, следующий не в истинной функции.

Стадии, относящиеся к области игр в раннем детстве, делятся на:

  1. Оральную стадию (примерно от рождения до 1 года)
  2. Анальную стадию (примерно 1-3 года)
  3. Фаллическую стадию (3–5 лет)
  4. Латентный период (примерно 5 лет – начало полового созревания).

Оральная стадия явно связана с идентификатором и всем, что связано с ним. Точно так же анальная стадия связана с начальным эго (обучение испражнениям в обозначенном месте), но может оставаться в значительной степени первичным мыслительным процессом.

Стадии Фрейда биологически различны, однако не соответствуют концепциям других подходов. К примеру, идентификатор всегда будет оставаться на протяжении всего детства, хотя в основном пытается бессознательно разрешиться в топографии разума.

Педагоги должны помнить, что ребенок на анальной стадии начинает усваивать социальные правила, и чрезмерное ограничение может привести к искаженному поведению. Поэтому детям нужно позволять играть, и их необходимо одитировать в отношении действия и процесса, а не результата.

На фаллической стадии появляются такие понятия, как Эдипов комплекс, но в конечном итоге они проявляются через подражание желаемой личности и способствуют развитию социальной идентичности. Педагоги могут использовать данную возможность для разработки игровых тем для спектакля с персонажами, роли которых ребенку наиболее интересно играть.

Педагог разработает пьесы, требующие совместного использования. К концу данной стадии, когда ребенок начинает входить в латентный период, возможно начинать ассоциативную игру.

Следовательно, если в первые годы фаллической стадии воспитатель наблюдает, как ребенок участвует в параллельной или одиночной игре, все происходит из-за того, что фаллическая стадия ребенка не позволяет ему оставлять место для других.

5. Нормально-аномальный континуум

Последний подход – континуум нормально-аномальный – то, где Фрейд предположил, что то, что считаем ненормальным, является просто преувеличением и искажением нормального состояния.

Когда реальность становится слишком болезненной или импульсы идентификатора усиливаются, отчаянные попытки эго сохранить контакт с реальностью или укрепить барьеры против идентификатора или суперэго в конечном итоге терпят неудачу. Результатом являются невротические симптомы или психоз.

По словам Зигмунда Фрейда, находящееся под угрозой эго бросается в объятия бессознательных инстинктивных сил в отчаянном бунте. Для воспитателей или опекунов данный подход особенно полезен для оценки развития ребенка или основных достижений, а также для диагностики любых искажений нормальности.

Фрейдовское определение игры

Фрейд не дал исключительного определения игре. Однако намекал на игру как на явление, когда дети повторяют все, что произвело наибольшее впечатление в реальной жизни, и что в процессе они воссоздают силу впечатлений и делают себя хозяевами положения. По сути, о чем говорил Фрейд – баланс между идентификатором, эго и суперэго, достигнутый посредством видимых действий.

Критическая перспектива психоаналитической теории в отношении игры

Безусловно, не существует полноценных теорий, однако некоторые, такие как психоаналитическая теория Фрейда, являются основополагающими.

Теорию игры Фрейда обычно рассматривают узко, разбирая только принцип удовольствия. Необходимо иметь в виду, что принцип реальности также является чем-то, что дети принимают во внимание, когда играют. Фрейд в теории не принимает во внимание какое-либо физическое развитие детей, хотя и говорит о стадиях, смещающих акцент с орального на анальный и на генитальный в зависимости от возрастной группы.

Теория Фрейда объясняет причины детского поведения, выражающегося в игре, и не затрагивает процесса познавательной способности. Однако психоаналитическая теория помогает объяснить потенциальный эффект взаимодействия семьи и социальных элементов во время развития и образования ребенка.

Часто бывает трудно связать половые влечения у ребенка. Тем не менее необходимо отметить, что стремление к сексу является фундаментальным для человеческого строения, однако у ребенка оно не удовлетворяется за счет репродуктивного поведения, остающееся конфликтом в развитии ребенка. Большая часть теории Фрейда основана на данном предположении, возможно не полностью научно доказанным.

Фрейд использует мужской пол, особенно на стадии фаллоса, для описания желания подражать, имитируемым социально-драматическую игру. Однако знаем, что оба пола в равной степени участвуют в социально-драматической игре. Можно предположить, что комплекс Электры, аналогичный комплексу Эдипа, может объяснить дальше, хотя Фрейд прямо не упомянул детали.

Наконец, трудно рассматривать развитие ребенка в рамках крупной системы с помощью психоаналитической теории.

Заключение

Психоаналитическая теория Фрейда – революционная фундаментальная теория, изменившая то, как рассуждали раньше. Было проведено не так много исследований, чтобы выяснить, как теория применима к игре в разных возрастных группах.

Сложность человеческого поведения требует, чтобы игра как поведение изучалась с учетом контекстуальных окружающих элементов воздействия на ребенка неигрового времени, а также генетики. Попытка понять сложное взаимодействие психоаналитических теорий Фрейда способна помочь соединить недостающие точки.

Некоторые психологи определяют игру как взаимодействие внутреннего «я» с внешним миром в самой спонтанной, восторженной и инстинктивной манере. Воспитатели, родители, опекуны и лица, связанные с развитием ребенка, должны понимать, что игра – язык внутреннего «я», когда дети не могут говорить. Игра – поле битвы за осуществление свободы против ограничений, когда пытаются понять упорядоченность и реальность мира.

Поэтому взаимодействие с детьми, обеспечение их правильного воспитания должно исходить не только из теории Фрейда, но и из всех соответствующих теорий. Сравнительное обсуждение теорий, скорее всего, позволит наиболее полно рассмотреть игру и развитие ребенка. Именно тогда могут быть разработаны программы, способствующие развитию ребенка, и возможно будет достигнуто целостное развитие человеческой цивилизации.


Поделиться
Разум человека: тайны и секреты истинного счастья в реальной жизни Previous post Разум человека: тайны и секреты истинного счастья в реальной жизни
Как освоить любой навык за 15 дней: пошаговое руководство Next post Как освоить любой навык за 15 дней: пошаговое руководство